РУССКИЕ СВЯТКИ

«Святки, вы святки, вы святые вечера! Загадайте нам,

святки, всем по загадке...»

Святки — самый таинственный, самый любимый, один из са-

мых весёлых и самых важных праздников в народном календаре.

Святки, приходившиеся на период зимнего солнцеворота, наибо-

лее полно проявляли глубинную связь человека с природой.

Вся жизнь крестьянина была связана с круговоротом солнца.

Пожалуй, нет на земле ни одного народа, не отмечавшего, так или

иначе, эти дни.

Повсеместно известен миф о ежегодно умирающем и

воскресающем божестве растительности. Это время, когда

дни становятся короче, ночи — пугающе длинными, кажет-

ся, вся природа погружается в леденящее чёрное забытьё...

Приоткрывается дверь между двумя мирами – миром света,

солнца, жизни и миром ночи, тьмы, смерти…

В русских Святках воедино сплелись языческие веро-

вания, обряды и ритуалы, несущие на себе аграрно-маги-

ческую функцию, и христианские праздники, традиции и

обычаи. Наши предки, будучи целиком и полностью зави-

симыми от природы, справедливо полагали себя её частью.

И, естественно, не могли оставаться в бездействии в этот

страшный для всего живого период, не могли позволить

природе заснуть навсегда!

Если природа влияла на человека, то и человек мог по-

дать пример природе: Святки – время непрестанного, без-

остановочного движения, постоянного перемещения в про-

странстве. Все обрядовые действа, совершаемые людьми на

Святках, все святочные игры, все специально разыгрывае-

мые представления (рождественские драмы) были объеди-

нены мотивом умирания и воскрешения. Это на этимологи-

ческом, генетическом уровне связано с аграрной магией,

направленной на пробуждение заснувших животворящих

сил природы. Все усилия человека прилагались к тому, что-

бы подтолкнуть, сдвинуть с места застопорившийся круг

времени, помочь завертеться колесу новой жизни.

Солнцеворот делил зиму на две половины: первая как бы

завершала год прошедший, вторая – открывала год предсто-

ящий. Русские Святки тоже традиционно делились на два

периода – на вечера святые (от Рождества Христова до дня

святого Василия — 7-13 января) и страшнЫе (от Васильева

дня до Крещения — 13-18 января).

Начинались Святки колядованием в канун Рождества.

Так назывались праздничные обходы домов с пением коля-

док. Само название «коляда» имеет латинское происхожде-

ние и знакомо нам по современному слову «календарь». В

колядках («калёдах», «таусенях», «овсенях», на севере — «ви-

ноградьях») славились хозяева дома и содержались всевоз-

можные благопожелания. Всё сказанное в эти дни приобре-

тало особый смысл и силу, поэтому люди должны были быть

веселы и щедры, столы – богатыми, а слова – добрыми.

На святых вечерах славили Христа, пели специальные

христославия и тропари – песни, в которых рассказывалась

история Рождества Христова; дети, молодёжь и взрослые

ходили по дворам со звёздами (дохристианский знак солн-

ца), символизирующими Вифлеемскую звезду, разыгрыва-

лись специальные вертепные представления.

Канун Васильева дня назывался Щёдрым вечером. К

нему приурочивались благопожелательные песенки-«щед-

ровки» и «посеванки» (сопровождающие символическое

«посевание» зерном и обливание водой), которые обеспе-

чивали хороший урожай в новом году.

Страшные вечера — считались днями разгула нечистой

силы. Защититься от неё можно было только напугав её

саму, обманув и высмеяв. Всевозможные ряжения и пере-

одевания, вождение по дворам «коней», «коз», «медведей»

— символов плодородия; страшные маски-личины, шум и ве-

селье должны были заставить нечисть убраться восвояси.

Именно в этот период, приоткрывавший границы дня и

ночи, границы прошлого и будущего, границы времени,

можно было попытаться узнать свою судьбу… «Кому поём

— тому добро… кому вынется– правда сбудется, правда сбудется – не минуется…»

Заканчивались Святки купанием в очищающей крещенской проруби.