«Я вам скажу один секрет – кого люблю, того здесь нет..»

(народный романс)

 

Эта программа – состояние души, программа, в которой безраздельно царит  только одно чувство в самых полярных его проявлениях .Вся она – о любви и про любовь.

Программа «Лики любви русской деревни»  целиком посвящена лирической песне -самому близкому и понятному жанру народного творчества, наиболее ярко запечатлённому в двух своих ипостасях -  в частушке и романсе. Ансамбль  бережно отбирал  песни для этой программы. А это было очень непросто. Невозможно вместить всё разнообразие народной лирики, всё её очарование и безыскусность в один вечер.  Ведь в каждой области России, в каждой русской деревне, в каждом доме живут свои, неповторимые варианты известных или забытых городом романсов с их трогательной наивностью и неподдельной искренностью чувства. А сколько неожиданной смелости и искромётного задора  дарит нам частушка, рождённая мгновенным душевным движением!

Донские, белгородские, орловские, архангельские, терские, курские, тульские, рязанские, тамбовские, брянские, кубанские романсы и частушки пронизаны любовью, любовью непосредственной и верной, жестокой и самозабвенной.

. Лирические песни, романсы, частушки одинаково волнуют всех и понятны любому. Не случайно  эти песни так любимы в народе – секрет в характере их содержания, раскрывающего вечные темы: любовь, ревность, измена, разлука, гибель, раскаяние.

 В сердце человеческом неизъяснимым, парадоксальным образом сосуществуют глубокие чувства и сиюминутные увлечения, трагические предчувствия и безмятежная радость, счастье взаимности соседствует с горечью утраты, насмешка – с разочарованием, отчаянная решимость- с робостью и сомнением.

 Всё это – ипостаси любви, её лица, её маски-личины, её идеальные и разнообразные  лики – и все они  воплощены в любовной народной лирике – от частушки до романса. Между этими гранями – огромное, бесконечное пространство и время  любви.

 

***

Необрядовая  (не приуроченная к календарным праздникам или ритуалам) песня особенно любима в народе. От  задорной частушки до жестокого романса, от  проникновенной лирики до игровых и шуточных песен и хороводов– вот далеко не полная палитра жанров этой  обширнейшей области музыкального фольклора..

Народная мудрость, воплощённая  в народной лирической песне  вобрала в себя  все  эмоции, все мельчайшие оттенки человеческих переживаний. Счастье  и тоска, ревность и соперничество, разлука  и ожидание встречи, страсть и  охлаждение– всё живёт  в ней. Здесь душа народа нашла, пожалуй, своё наиболее полное отражение. Здесь можно, не стесняясь,  признаться в любви или рассказать о своём горе, подразнить соперника и пригрозить разлучнице, здесь можно прилюдно  свою личную историю поведать  от  лица  лирического героя и встретить  коллективное сочувствие – поскольку  каждое движение души поющих в лад людей созвучно их слушателям.

В лирических песнях идеализация, характерная для песенного отражения жизни вообще, достигла апогея: чувствования и переживания личности соотнесены с беспредельностью и величественностью   внешнего мира. Эта идеализация создавала прекрасную, богато украшенную «вторую» действительность, парящую над серой реальностью. Любая девушка - «душа красна девица», любой парень - «раздобрый молодец», им противостоят абсолютные чёрные силы –«горе- злосчастье». В песенной жизни достигалась гармония состояний человека и мира – деревья, птицы, люди сочувствовали  друг другу, переговаривались между собой, сама природа была насыщена всеми человеческими переживаниями.  Позднее в лирическую народную песню вместе с романсом придёт  большее самовыражение и психологизм, а далее – уже в частушке – начнётся отражение жизни в её настоящей реальности и подлинности.

 

 «Романс» в словаре В.Даля обозначает песню, лирическое стихотворение для пения, с музыкой. Современное сознание вкладывает в это понятие несколько иной смысл. Но до того как романс стал называться романсом в привычном для нас понимании, он вобрал в себя характерные черты нескольких жанров. Наиболее ранней формой народной лирики были канты, своеобразный пласт поэтической музыкальной культуры, объединивший в своих интонациях  русскую народную песню и церковную музыку. Позже, в середине 18в появляется «российская песня», где сентиментальные  авторские любовные стихи соединялись с фольклорными образами, ритмами и напевами. Многие  из этих произведений оказались  настолько созвучны народному  восприятию, что, попав в деревенскую среду, приживались, адаптировались, перепевались на свой лад и оставались жить в разнообразных вариантах. По необъяснимой избирательной прихоти причудливого народного сознания  «народными» стали считаться  многие стихотворения как известных и всеми  любимых поэтов – Пушкина,  Тютчева, Лермонтова, Батюшкова, так и  малоизвестных, и, может быть, незаслуженно забытых, - Яковлева, Стромилова, Дервиза, Фадеева, Козлова, Цыганова, Дмитриева, Глинки.. Правда, текст этих фольклорных  романсов  зачастую достаточно далёк от их литературного первоисточника – вдохновителя. Но любовь к ним слушателей и искренность исполнения только подчёркивают  оправданность такого выбора.

Частушки(припевки) – рифмованные однострофные песенки, пропеваемые или выкрикиваемые на характерный, особый местный мотив. Идеальная действительность песенной  лирики меняется, приобретая индивидуальную свободу и гибкость разговорной  речи, раскрепощая эмоциональный мир человека. Впервые зафиксированные  в 60-е гг 19в, своего  всероссийского расцвета  эти экспрессивные, динамичные, лаконичные, часто на ходу импровизируемые  миниатюры достигли   в веке 20-м.. Любое сиюминутное переживание может быть тут же  высказано в этой необычайно гибкой форме и этим самым  приравнено к глобальным событиям, подтверждая  значительность мелькнувшего мгновения жизни. Частушка умеет говорить о чувстве, не называя его. Это - предельно сжатая история судьбы, история жизни, история любви, история страны и поколения.

В наш век глобальных катаклизмов, потока информации и высоких скоростей так не хватает простой тёплой задушевности и внимания,  неспешного разговора о самом сокровенном. Нам всем немножко не хватает любви. Мы надеемся, что  эта программа сможет подарить её свет и тепло каждому, кто захочет вслушаться в музыку, в которой эта любовь  живёт

 

 

 

«Кабы в поле не цветы,                  «Если б сердцу дали крылья,

  Поле не алело бы,                             Улетело бы оно,

  Кабы, милая, не ты-                           Улетело бы и село бы

  Сердце не болело бы!»                          К милому на окно!»

 

                                                             «А я иду ,иду – передо мной овёс,

                                                             Ах, не  влюбляйтеся – в любови много слёз!»

 

«Забавочка красивая, свеча неугасимая!

Горела да растаяла, любила да оставила!»

 

                                                                        

 

                                                 «Нету яблоньки пониже –

                                                    Негде яблочка сорвать!

                                                    Нету милого поближе –

                                                    Не с кем слова мне сказать!»

                                                                               

                                                       (народные частушки)