Ансамбль Дмитрия Покровского - уникальный певческий коллектив, созданный в 1973 г. в Москве при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР.

23 года руководил им Дмитрий Викторович Покровский (1944-1996), лауреат Государственной премии СССР, председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО. Первый, и пока единственный в России, он сумел по-настоящему объединить подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, традиции народной музыки - с современной музыкальной культурой. Ансамбль Дмитрия Покровского стал одним из самых серьёзных вкладов России в музыкальную культуру второй половины ХХ века.

Более 30 лет назад был создан первый в России ( тогда в СССР ) коллектив, состоящий из профессиональных музыкантов, сумевших вынести на сцену настоящую народную музыку в её подлинном звучании. Это открыло российскому и мировому зрителю совершенно новую для того времени выразительность народной певческой культуры. Тогда это было революцией, ведь до того для всех слово «фольклор» ассоциировалось либо с советской массовой песней, либо с народной песней в композиторской обработке, либо с оркестром народных инструментов, а услышать настоящую народную песню можно было лишь в деревне..Дмитрию Покровскому пришлось, практически, в одиночку бороться с существующими стереотипами в отношении традиционной музыки. Сейчас по модели Ансамбля Покровского создано и существует несколько сотен коллективов в России и за рубежом, в том числе в Японии, Швеции ,Болгарии, США. Путём Дмитрия Покровского, используя его теоретические и практические открытия в этномузыкологии, фольклористике и певческом искусстве, идут многие молодые исполнители и учёные, зачастую не знающие, к сожалению, кому они этим обязаны

Все годы своего существования ансамбль-лаборатория под руководством Покровского занимался деятельностью, направленной на возрождение, сохранение и развитие национального фольклора, российской культуры; содействовал эстетическому воспитанию людей, распространению и популяризации произведений народного творчества, развитию международных культурных связей и пропаганде российской культуры; осуществлял сбор и систематизацию фольклорных материалов, разработку компьютерных программ; вел серьёзную экспедиционную и научно-исследовательскую работу..

Собирание и изучение фольклора, освоение технологии народного пения; работа с серьёзными современными композиторами - А.Шнитке, Э.Артемьевым, С.Губайдулиной, В.Дашкевичем, В.Мартыновым, А.Батаговым, и др.; большой опыт сотрудничества стеатрами - участие в постановках Ю.Любимова, С.Юрского, К.Гинкаса, М.Левитина, Г.Черняховского, И.Райхельгауза, Н.Шейко, Л.Додина; озвучание более тридцати фильмов, мультфильмов и съёмки у Н.Михалкова, Э.Климова, Д.Асановой, М.Швейцера, И.Поволоцкой плюс научно-исследовательская деятельность - вот основной круг интересов этого не имеющего аналогов ансамбля.

Премьера"Свадебки" И.Ф.Стравинского в 1994 году в Нью-Йорке в зале Бруклинской Академии Музыки в исполнении ансамбля стала подлинной сенсацией в музыкальном мире и новой отправной точкой в развитии Ансамбля Покровского. Нетрадиционная вокальная и сценическая интерпретация сложнейшего новаторского сочинения была подкреплена большим научным открытием, касающимся фольклорных корней этой авангардистской музыки начала века, и заставила по-новому взглянуть на всё творчество Стравинского.

Ансамбль с неизменным успехом гастролировал как в своей стране, так и за рубежом - в США, Австралии, Японии, Канаде, Германии, Англии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Венгрии, Финляндии, Болгарии; участвовал в крупных международныхфестивалях - "Documenta ", "Making music together", "WOMAD", "SFINKS", и т.д.. Только в США ансамбль дал около 500 концертов разной направленности. Это и получившие широкий общественный резонанс концерты в лучших залах страны (Карнеги-холл, Тенгелвуд, Бруклинская Академия Музыки), и благотворительные акции, среди которых выступления в Белом доме и Национальной Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, концерт в Великом каньоне в рамках международного экологического движения и т.д.; и совместные российско-американские рождественские представления в Нью-Йорке, Вашингтоне, Техасе, Бостоне, Сан-Франциско. Ансамбль Покровского принимал участие также в американских образовательных программах в штатах Пенсильвания, Коннектикут, Аляска, Калифорния, Колорадо и др. Представив западному зрителю подлинную русскую традиционную музыку, Ансамбль Покровского сделал её достоянием мировой музыкальной культуры.

Ансамбль Покровского, стоявший у истоков молодёжного фольклорного движения, вдохновил многих молодых музыкантов на создание собственных коллективов, как профессиональных, так и любительских. Среди них ансамбли "Сирин", "Таусень", "Народная опера", "Берегиня", "Казачий круг", большое количество фольклорных студий - при МГУ, университетах в Миддлбери и Норвиче (США), в Новосибирске, Иркутске, Томске, Омске, Красноярске, Владивостоке, Смоленске, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Вологде, Саратове, Екатеринбурге, Петрозаводске, Риге, Вильнюсе, Киеве, Минске и др.

Применяя принципы и технологию народного пения в современной музыке, Ансамбль Покровского импровизировал с джазовыми и рок-музыкантами - А. Козловым, В. Резицким, В.Ганелиным, В.Пономарёвой, сотрудничал с Полом Уинтером и Питером Гэбриелом, работал над произведениями современных западных композиторов - Винко Глобокара, Мортона Фелдмана, Джона Эпплтона, Стива Райха и др., тем самым впервые осуществив органичный синтез традиционной и авторской музыки.

Диски Ансамбля Покровского выпущены в СССР, США и Европе .